20 февраля 2025 года умер афганец гвардии подполковник в отставке БАБУШИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ . г. Тула
22 февраля 2025
Из книги Н. МАКАРОВА
«Гвардейцы 106-й Тульской воздушно-десантной»
НАЧАЛЬНИК ТЫЛА
Бабушкин Сергей Александрович,
родился 22.09.1949
в селе Перевозное Воткинского района
Удмуртской АССР.
Биография Сергея Бабушкина, написанная им самим с небольшими изменениями и сокращениями, не меняющие смысла нижеизложенного.
У нас в семье трое детей. Отец после рождения нас с сестрой был призван в армию. Во время срочной службы окончил курсы младших лейтенантов и уволился из рядов Советской Армии в звании полковника. Мама всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. Старшая сестра проработала всю жизнь врачом. Младшая сестра закончила трудовую деятельность учителем в начальных классах средней школы.
Я, после окончания восьми классов поступил в Минское Суворовское военное училище, которое окончил в 1967 году. В 1967–1971 годах учился в Московском ВОКУ имени Верховного Совета РСФСР.
В 1971–1976 годах – служба в 108-м гвардейском парашютно-десантном ордена Красной Звезды полку 7-й гвардейской Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии (командир взвода, командир роты).
В 1973 году встретил свою будущую супругу. Сыграли свадьбу, через год родился сын Герман. В полку отнеслись по-человечески, дали однокомнатную квартиру, правда, без современных удобств. Дрова для печки в сарае, газ привозной. Но мы и этому были рады. Супруга – учитель химии и биологии работала в учреждениях образования в городах по месту службы.
В 1976 году поступил в Военную академию тыла и транспорта (Ленинград). По окончании академии направлен для службы в 76-ю гвардейс- кую воздушно-десантную Черниговскую Краснознамённую дивизию (Псков) на должность начальника организационно-планового отделения дивизии.
В 1981–1983 годах – служба в 103-й гвардейской воздушно-десантной ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии имени 60-летия СССР (Кабул): начальник организационно-планового отделения дивизии; с 1982 года – заместитель командира 357-го гвардейского парашютно-десантного ордена Суворова 3-й степени полка по тылу.
Воспоминания об Афганистане.
В ДРА прибыл 21 ноября 1981 года.
Заместителем командира 103-й ВДД по тылу был полковник Лев Маркович Красный. Он к этому времени уже прослужил в ДРА два года и готовился к замене. Убывая в Витебск, он дал мне наказ постоянно вникать во все стороны тылового обеспечения частей и подразделений дивизии, держать на постоянном контроле наличие материальных запасов и принимать меры к их пополнению.
Пополнение запасов тыл дивизии осуществлял своими автомобильными колоннами из базы 40-й армии в Пули-Хумри и базы ТуркВО в Термезе. Кроме того, по погоде самолетами Ан-12 из Ферганы мы доставляли скоропортящиеся продукты, а также наши десантные сухпайки.
Особо Лев Маркович обращал внимание на постоянный контроль за доброкачественным приготовлением горячей пищи, еженедельным банно-прачечным обслуживанием личного состава, медицинским обеспечением, недопущением заразных заболеваний. Климат в ДРА давал о себе знать.
Подвоз запасов мы осуществляли созданными в полках автомобильными колоннами. Душманы не давали нам свободно подвозить запасы, но со временем мы решили этот вопрос. Конечно, были потери и среди личного состава, и техники, и материальных запасов.
Лично сам возглавлял колонны в Пули-Хумри и в Термез в декабре 1981 года. Был начальников группы обеспечения Панджшерских операций дивизии в мае и сентябре 1982 года с аэродрома Баграм. Вертолетами отправляли по заявке штаба материальные средства, эвакуировали раненых.
В сентябре 1982 года назначен на должность заместителя командира 357-го полка по тылу. Строили столовую из пяти СРМ, проложили водопровод, в том числе – и на мойку в автопарке, построили новую скважину для добычи воды, построили здание штаба полка, построили офицерскую баню.
Принимал участие в боевых выходах полка. Периодически посещал 2-й батальон в Бамиане, 3-й батальон – на позициях по охране Кабула, точки охраны нашей разведроты в окрестностях Кабула, 7-ю роту – на охране Министерства Обороны ДРА.
За Афганистан награжден орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-ей степени.
В конце октября 1983 года по замене убыл для службы на Родину.
В 1983–1987 годах – заместитель начальника тыла 7-й гвардейской Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии (Каунас).
В 1987–1990 годах – заместитель командира 106-й гвардейской воздушно-десантной Краснознамённой ордена Кутузова 2-й степени дивизии по тылу.
Воспоминания о Минском СВУ.
Самое светлое воспоминание осталось о моей учебе в Минском СВУ. Училище мне дало очень много. Я научился очень многому, физически окреп, научился жить в воинском коллективе. По настоящему влюбился в военную службу. После выпуска часто переписываемся с однокашниками. На 40 лет и 45 лет после выпуска из СВУ встречались в Минске в родном училище. Встречи незабываемые. Осенью 2013 года встречались в Минске на 60-летии училища.
Из книги «Записки батальонного врача».
…Бабушкин.
После полковника Жукова тыл дивизии возглавил только что окончивший Академию тыла и транспорта, подполковник Бабушкин Сергей Александрович. Умнейший и грамотнейший офицер. Суворовское училище, Московское ВОКУ имени Верховного Совета РСФСР, Академию – всё окончил с «золотой» медалью. Но… Но – грубиян и матерщинник, каких свет не видывал. Абсолютно незлопамятный человек.
Как-то весной он уехал на очередные свои, тыловые сборы. В другую дивизию. В это время, мне по своим эпидемиологическим делам пришлось выехать на наш Тульский полигон, что неподалеку от санатория «Слободка».
Приезжаю. Вижу: рота солдат в оттаявшей земле копает какую-то непонятно для чего предназначенную траншею. Один конец траншеи упирается в горловину заброшенной артезианской скважины, из которой когда-то качали питьевую воду.
Куча вопросов: кто распломбировал эту горловину? По чьему приказу направляются талые воды в эту скважину? Кто додумался до такой дури?
Спрашиваю старшего по полигону и слышу в ответ:
– Подполковник Бабушкин приказал!
Предлагаю прекратить заниматься этим неблагодарным делом. Опасным, чреватым непредсказуемыми последствиями, делом.
Армия есть армия. Не может подчиненный отменить приказ вышестоящего командира и начальника. Предлагаю компромисс: пусть солдаты сделают перекур на 10–15 минут, а мы пойдем и позвоним комдиву.
По телефону докладываю обо всем комдиву генерал-майору Лебедю Александру Ивановичу. Объясняю, что через распломбированную заброшенную скважину в подземные воды попадет всяческая гадость, в том числе и возможные патогенные микробы.
Лебедь тоже предлагает компромисс: на сутки приостановить работы, а мне представить в письменном виде все аргументированные обоснования этих антисанитарных мероприятий, которые могут привести к вспышке желудочно-кишечных заболеваний.
Мне – что? Пара пустяков – такая работа. Заезжаю в СЭС Ленинского района: там дают справку о недопустимости подобного безобразия, дают наглядные схемы водоснабжения из артезианских скважин.
Затем заезжаю в Тульскую КЭЧ: здесь также подтверждают в письменном виде мои опасения.
Беру «буквари» по гигиене воды (не все же цифры можно помнить).
На следующий день, утром докладная развернутая записка – на столе у комдива. Следует приказ начальнику полигона об опломбировании заброшенной скважины, о прекращении рытья траншеи. Также следуют нелицеприятные эпитеты в адрес подполковника Бабушкина, которые Лебедь по приезду последнего со сборов, ему и выскажет.
Бабушкин после этого разговора, ворвавшись в кабинет начмеда, обвинит меня во всех смертных грехах: в моей некомпетентности, в моей тупорылости, в моем черносотенстве и т. д., и т. д., и т. п., и т. п., выражаясь десять к одному – десять ненормативной лексики к одному нормативной. И что в КЭЧ, и в этом Ленинском СЭС сидят одни уроды, ничего не понимающие и не смыслящие в водоснабжении…
Полчаса «срывания масок» завершились хлопаньем дверей…
По окончании рабочего дня, нагло ухмыляясь, он заглядывает в кабинет:
– Тебе что? Особое приглашение? Стол накрыт! Все ждут одного тебя! Начальник со сборов приехал, а это – праздник для подчиненных!
Ну, ни капли, ни каплюшечки у него не было злопамятства. Но свои ошибки, свои промахи (а у кого их нет!) он переживал на «всю катушку». Тем более ошибки, исправленные его подчиненными…
23 июля 2014 года,
Тула.