Новости и события
09 февраля 2024
Поздравляем ветеранов боевых действий, всех жителей Тульской области, с 35-летием выполнения боевой задачи Вооруженными Силами СССР в Афганистане!
26 января 2024
С Сайта ГУК ТО «Региональный библиотечно-информационный комплекс»

Главная / Статьи, воспоминания и стихи участников войны

ПЕРВЫЕ «КЕНТАВРЫ» ВДВ

27 декабря 2017

 

5 января 2018 года –

45-я годовщина

первому десантированию

экипажа внутри БМД

Из книги «106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия»:

Проблема десантирования людей в боевой машине оставалась «уязвимым» местом в авиации и в ВДВ. Идея десантирования людей в боевой технике обещала произвести в тактике десантных войск настоящую революцию, повышала их мобильность, боеготовность. Но, чтобы оживить идею, заставить её работать, требовались сбросы техники с экипажем. А это могло обернуться человеческими жертвами. Ответственность за испытания взял на себя командующий Воздушно-десантными войсками генерал армии                    В. Маргелов.

Упорная работа по осуществлению поставленной задачи велась четырьмя группами учёных, офицерами ВДВ, руководство осуществлял вице-президент Всемирной федерации по авиационным видам спорта генерал-лейтенант           И. Лисов. Подготовка проводилась на базе 106-й воздушно-десантной дивизии.

5 января 1973 года экипаж в составе гвардии подполковника Л. Г. Зуева и гвардии старшего лейтенанта А. В. Маргелова выехал на аэродром «Клоково». В последний раз обошли комплекс, проверили, насколько прочно прикреплена к металлической платформе боевая машина, надёжность крепления мешков воздушной амортизации, парашютов. По команде заняли места. Считанные секунды заняла транспортировка комплекса в грузовой отсек самолёта.

С утра низкая облачность не давала возможности начать эксперимент, и только к обеду нижняя кромка облаков поднялась до высоты 500 метров. Десантирование планировалось осуществить с высоты 800 метров с самолёта Ан-12Б. Второй Ан-12 должен был снимать это уникальное событие на кинокамеру, но плохая видимость помешала сделать это.

Экипаж занял свои места в специальных анатомических креслах – ложементах – внутри БМД-1. Самолёт взлетел и, набрав расчётную высоту, сделал круг над окрестностями Тулы. Примерно через полчаса самолёт вошёл в зону десантирования. Видимость не улучшалась. У земли дул средней силы ветер (около 5 метров в секунду). Наконец было получено «добро» на начало десантирования.

Генерал армии В. Маргелов с трудом скрывал своё волнение. В данный момент ему было бы легче находиться внутри десантируемой машины, рядом со своим сыном и подполковником Зуевым.

...Створки грузового люка открылись, сработал замок крепления платформы к полу самолёта, и вытяжной парашют потащил её по рельсам в открытое пространство. Машина сильно накренилась, но стабилизирующий парашют не дал ей вращаться в воздухе. Сделав несколько маятникообразных движений, платформа пришла в равновесие. Вскоре открылись все купола системы.

Снижение проходило в соответствии с расчётными параметрами. Наконец платформа удачно приземлилась, почти без бокового сноса, на мягкий, недавно выпавший снег. «Космонавты из ВДВ» быстро освободились из своих кресел. Самочувствие у них было превосходное. Менее чем за две минуты они привели БМД-1 в полную боевую готовность. Затем легко запустили двигатель и съехали с десантной платформы. Зуев, управляя машиной в положении «по-походному», направил её к пункту наблюдения. Маргелов-младший произвёл несколько холостых выстрелов из орудия и пулемёта.

Экипаж чётко отрапортовал о выполнении поставленной задачи. Командующий обнял двух «кентавров».

Так закончился первый в мире уникальный эксперимент по десантированию людей внутри боевой техники на парашютно-платформенных средствах.

Из воспоминаний гвардии подполковника в отставке Евгения  Ильича  Жидкова:

«...Леонид Гаврилович Зуев по складу своего характера был человеком очень беспокойным, неуёмным. Он за всё брался сам, его принцип работы: «Делай, как я!», его энтузиазм, энтузиазм не показушный заражал  нас, его подчинённых, своей преданностью  порученному делу.

Ко всему прочему, Зуев был мастером парашютного спорта. И он одним из первых в стране с одним парашютом выполнял буксировку на тросе за самолётом  Ан-2. В настоящее время этот трюк выполняют единицы. Командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов – в моём присутствии – неоднократно запрещал Зуеву совершать подобные эксперименты.

За этот его характер, за безграничную преданность Воздушно-десантным войскам, порой доходящую до фанатизма, как и у своего Командующего, и был выбран гвардии подполковник Зуев командиром экипажа первого в мире «Кентавра».

Из книги  Н. Макарова «Размышления батальонного врача»:

«...Начало зимы декабря семьдесят второго с зимой-то сравнить и нельзя. Слякоть, дождь, порывистый ветер, гололёд, грязь, вспаханные поля вперемежку с полями озимой зелени, чёрный лес, редкие птицы. Меня, как самого молодого врача в пятьдесят первом полку – меньше полугода после выпуска из Томского военмедфака – «бросили» на выживание. «Бросили» врачом в полк молодых солдат, врачом «карантина» на Учебный центр дивизии (в то время он ещё не назывался «Полигоном имени 40-летия ВДВ»). Мол, справится – значит, выжил, значит свой, значит настоящий десантник.

Справился, выжил, но – не об этом. В декабре на Учебный центр зачастили какие-то незнакомые полковники, генералы, гражданские лица, машины с московскими номерами, полковые особисты зачастили тоже. Слух пополз, но не разрастался, что готовится какой-то эксперимент. И руководить этим экспериментом будет Сам. Перед Новым годом приехал и Сам – Маргелов, Василий Филиппович Маргелов. Я до этого так близко своего Командующего не видел (однажды, написав в газету «Командующий» с большой буквы, был тут же поправлен: ибо, слово «командующий» пишется с маленькой буквы, но для меня, что для меня, для всех десантников Маргелов был Командующим только с большой, с  заглавной буквы и не иначе). И то сказать: «близко» – из-за угла казармы молодые лейтенанты с нескрываемым интересом во все свои гляделки наблюдали за ним: за его непременной папиросой в зубах, за его величественной и в тоже время непринуждённой походкой, за его с хрипотцой и, ни в коем случае, не на повышенных тонах голосом. Перед нами шла Легенда, наша ВэДэВэшная Легенда. И мы были горды хоть как-то, хоть малой толикой причастности к этой нашей Легенде.

...А погоды всё не было. Прошёл Новый год. Второе января, третье. Четвёртого января выпал долгожданный снег, утих ветер, в воздухе над Учебным центром нависла какая-то тревожная ожидаемость чего-то небывалого, чего-то великого, о подробностях которого не каждому положено было знать, в том числе и мне.

Пятое января... Никаких стрельб, никаких занятий в поле с молодыми солдатами, только политинформации в Ленинских комнатах. Ни одного большого начальника на Учебном центре. Пролетел Ан-12. Пролетел второй. Пролетел третий самолёт. Мы кое о чём догадывались, но для нас, находящихся от площадки приземления в двух-трёх километрах по прямой, о том, что происходит там, известно, конечно же, ничего не было. Естественно, ни «Кентавра», ни его экипаж на Учебный центр не привезли. И только вечером из полунамёков, из полушёпота мы узнали об удачном завершении эксперимента». 

Родился  Леонид  Гаврилович  Зуев  17.02.1932.

Умер  Леонид  Гаврилович  Зуев  12.07.2009.

Н. МАКАРОВ 

 

 

 

« назад