Новости и события

Главная / Статьи, воспоминания и стихи участников войны

Анатолий Куц: «О том, что было, – не жалеем»

17 февраля 2011

Сразу по приезду на афганскую землю в 1983 году меня назначили заместителем начальника колонны по политической части. Сопровождение колонны в тех условиях являлось вы полнением боевой задачи – это известно каждому, кто нюхал афганскую пыль и гарь сожженных противником машин.

Наш маршрут: Кабул-Пули-Хумри. В составе колонны – десятки автомобилей. Приказ звучал так: пройти исходный пункт в 6. 00 с задачей совершить марш Кабул – Пули-Хумри.

Это была моя первая колонна. Ранее я много слышал от сослуживцев о том, как колонны обстреливают, поджигают автомобили, и, честно признаюсь, все внутри было напряжено, и, конечно, удвоилась бдительность. (Подобное чувство, мы, десантники, испытываем перед очередным прыжком с парашютом). В дороге трудно все предвидеть. Вероятны поломки, аварии – ведь маршрут трудный, пролегает через горы и ущелья. В узких местах возможны засады и велика вероятность нападения на колонну, ее обстрел с выгодных для мятежников позиций. Значит, нужно предусмотреть варианты отражения нападения противника, велика ответственность за людей, выполняющих задачу.

А пока все шло хорошо. Колонна прошла первый населенный пункт под названием Мирбачакат. Связь в колонне устойчивая, старший – на передней машине, за ним следом уже не однажды сопровождавший колонны зенитный расчет сержанта В. Иванова. Его бойцы знают, какой страх нагоняет на душманов их пушка, ведут себя уверенно, но ствол постоянно совершает движение то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Это Сергей Удалов, наводчик пушки, в прибор видения бдительно следит за местностью.

Через наушники прослушиваю позывные охраны, технического замыкания. Старший колонны майор Владимир Далекий регулярно запрашивает каждого о месте нахождения, определяет целеуказания зенитчикам, отдает необходимые распоряжения техническому замыканию. Я с его разрешения отдаю распоряжение по колонне о повышении бдительности.

Прошли второй небольшой населенный пункт перед городом Чарикаром. Змейка машин движется по Чарикарской долине. Мне, новичку, так и кажется: вот сейчас выстрелит душман изза дувала, но все спокойно и мы приближаемся к следующему населенному пункту Джабаль-ус-Сирадж. Проходим Саланг, Воланг и начинаем подъем на перевал под названием тоже Саланг. Вокруг горы, ущелья, глыбы камней, необычно и красиво. Я перед входом в тоннель на самом перевале выпрыгиваю из кабины и фотографирую подъем нашей колонны на вершину Саланга. Водитель Владимир Герасимов говорит мне, что дорогу эту на север Афганистана десятки лет назад строили советские люди. Дальше от Пули-Хумри она идет на Хайратон, а там рукой подать до СССР.

Заночевали мы в Хинджане, небольшом населенном пункте. Днем на ходу питались сухим пайком, а в Хинджане повар приготовил уже настоящий вкусный ужин. От места нашей ночевки до Пули-Хумри – 60 км. С утра началось движение, мы это расстояние прошли за два часа 30 минут. Дороги загружены различного вида автотранспортом. По маршруту в каждом кишлаке выстроены стеной «дуканы» (типа наших ларьков), и от мала до велика все торгуют всем – от иголки до дубленки.

Афганцы, особенно дехкане – выносливый народ. Зимой и летом ходят в одной одежде. Мы все – в кабинах и теплой одежде, а они – босиком, а ведь на перевалах снег. Нам оставалось только удивляться. И уже с первых дней появляется чувство любви и жалости к этому бедному терпеливому народу, особенно к детям. Нам хочется верить, что у них будет прекрасное будущее, но понимаем, что настоящее их очень и очень трудное. Более половины республики контролируется врагами Апрельской революции, душманами. Сколько еще нужно времени, чтобы народ освободил провинции, уезды и кишлаки от них и начал в мирных условиях обрабатывать землю, строить жилища, школы, детские сады. И нам, советским воинам, приятно осознавать, что мы вносим свой вклад в это будущее афганского народа, пусть иногда даже ценой собственной жизни.

По прибытии в Пули-Хумри мы без отдыха начали заправку своей колонны горюче-смазочными материалами. Эта операция заняла половину дня. Ночь – отдых. Утром можно следовать обратно. Неизвестно только, пропустят нас сегодня через тоннель или нет. Через этот тоннель Саланга машины пропускают один день в направлении Кабула, другой день – из Кабула, для того чтобы в тоннеле не произошло столкновения встречных машин. Загазованность тоннеля очень сильная, и если остановить в нем колонну машин с работающими двигателями, то людям без противогазов будет трудно дышать. Есть в тоннеле лампочка зеленого цвета, достигая этой лампочки, водители всегда подают длинные сигналы, сообщая тем, что, мол, перевалили пик Саланга. И так каждый раз. Такая традиция родилась давно, с самого начала оказания помощи афганскому народу в его трудном деле защиты Апрельской революции.

…Еду по этой горной дороге и думаю о своих ребятах. Какая все-таки у нас прекрасная молодежь! Смелая, серьезная и сознательная в свои 18-19 лет. Некоторые из них не вернулись с афганской земли живыми, но, уверен, простые афганцы никогда не забудут советских воинов, их бескорыстную и самоотверженную помощь. В напряжении, каждую минуту ожидая выстрела, советские юноши ведут свои машины с грузами для детей, женщин, стариков. На привалах напоминают: в случае обстрела в движении – не останавливаться и с ходу отражать нападение; в случае же обстрела на стоянке – занимать укрытия (обычно – колесо машины) и всеми имеющимися видами оружия давать отпор душманским бандам.

Есть в одном месте маршрута небольшой памятник с ярко горящей звездочкой нашему воину-интернационалисту. Погиб в этом месте наш советский юноша от душманской руки и проходящие мимо автоколонны чтят его память протяжными сигналами. Склоняют головы перед памятником и афганские водители.

«Сколько рейсов вы совершили с братом?», - спрашиваю у Владимира. Не поворачивая головы в мою сторону, крепко удерживая баранку, он отвечает: «Сорок шесть». Перевезли сотни тонн грузов. Герасимовы – братья-близнецы из Горьковской области. Владимира и Виктора призвали в армию одновременно и оба изъявили желание отдать свой воинский долг в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане. Как и сотни их товарищей, братья мечтают о том, чтобы в республике наступила новая лучшая жизнь. Эта страна, эти люди теперь для них не чужие: здесь пролита кровь их товарищей… Сами братья не раз попадали в опасные ситуации, достойно выходили из самых сложных положений и выручали сослуживцев. Это – обычное дело, ведь десантники живут по принципу: «Сам погибай, а товарища выручай». На Владимире Герасимове особая ответственность: он – комсорг колонны. Один из эпизодов его службы. 15 октября 1984 года в районе населенного пункта Доши колонна топливозаправщиков была обстреляна мятежниками, один из автомобилей получил повреждение и не мог самостоятельно продолжать движение. Владимир умело организовал действия ремонтной бригады и в кратчайший срок вывел поврежденный автомобиль из-под обстрела. За смелость и умелые действия в сложной боевой обстановке Герасимов награжден медалью «За отвагу».

Мы всегда будем помнить нашего сослуживца Александра Чумаченко, который, чтобы не столкнуться со встречной афганской машиной, неожиданно появившейся на правой стороне дороги, сознательно свернул с дороги и ценой собственной жизни спас афганских детей и взрослых, находящихся в кабине гражданского автомобиля. В такой ситуации ничем не поможешь… Но бывало, автомобиль висит над пропастью, и инициатива, смелость, трезвый расчет помогают спасти товарищей. В трудные минуты всегда приходили на помощь парторг колонны Виктор Носков, агитатор Андрей Красноглазов, редактор боевого листка Сергей Гребенщиков. Это были наши активисты, помощники замполита, и они понимали, что именно их пример должен воодушевлять других. Они всегда и во всем были первыми, как комсорги Великой Отечественной… Наши войска находились на афганской войне более девяти лет, с 27 декабря 1979 по 15 февраля 1989 года. Это большой срок. И за этот срок десятки тысяч убитых, сотни тысяч раненых наших военнослужащих. Афганская земля пропитана кровью наших солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Каждый из нас прекрасно осознаёт, какой ценой мы выполнили свой интернациональный долг. Изначально мы понимали, что война там, в Республике Афганистан, после нашего ухода не закончится. Но мы горды тем, что помогали его народу. Мы знаем, что мир на афганскую землю так и не пришел. Когда и чем закончатся события в Афганистане, ответит только время. Нам, ныне ветеранам боевых действий, воинам-интернационалистам из Тульской области и города-героя Тулы нужно всегда помнить о тех, кого нет рядом, кто отдал жизнь, защищая Апрельскую революцию, а по своей сути, защищая жизнь бедного афганского народа – дехкан. Мы выполняли приказ Родины и никогда об этом не жалели. Мы – воины-интернационалисты. Ежегодно 15 февраля и 23 декабря мы встречаемся у обелиска памяти воинам-афганцам, где общаемся, вспоминаем пыльные дороги Афганистана, горы, перевалы, «зеленки» и дувалы, памятные и счастливые дни. Эти встречи важны и для нашей молодежи, для их военно-патриотического воспитания. Чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы память о славных воинах, об их ратном подвиге жила в памяти потомков…

« назад